В России решили отказаться от сплошного покрытия сетями 5G

Как сообщает РБК, планы властей по строительству 5G сетей в крупных городах могут скорректировать — их построят в первую очередь в промышленных зонах. Целиком покрывать города сетями 5G  нет смысла, заявили источники в операторах связи

Внедрять «ковровое покрытие» сетями 5G в России на всей территории городов-миллионников бессмысленно, так как непонятно, окупятся ли инвестиции в строительство соответствующей инфраструктуры. К таким выводам пришла рабочая группа, которая  будет заниматься развитием информационной инфраструктуры в стране, в рамках программы «Цифровая экономика»

«Затраты на строительство 5G будут выше, чем на сети предыдущих поколений, — технологию отличает необходимость ставить базовые станции на более близком расстоянии друг к другу, чем, например, при создании сетей 3G или 4G обычным пользователям вряд ли нужна такая огромная скорость передачи данных. Поэтому разворачивать 5G целесообразно, например, для реализации каких-то промышленных проектов в определенных зонах — скажем, для работы интернета вещей. В городах же нужно строить 5G фрагментами»,

—  заявил один из участников обсуждения.

Все сошлись во мнении, что необходимо определить не менее пяти отраслей, в которых будет спрос на 5G, и исходя из этого планировать строительство сетей, говорится в плане мероприятий на 2017–2020 годы по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика». Например, очевидно, что  5G будет востребован на транспорте, который все более оснащается телеметрическими системами, а в будущем должен становиться автономным. Выходит так, что 5G нужно внедрять вдоль автотрасс, в транспортных коридорах для будущих беспилотных грузовиков», — рассуждает один из источников. Такой подход, по его словам, даст возможность операторам просчитать бизнес-кейс. Об окончательном списке отраслей источники сказать затруднились.

Интернет — вещам

Пресс-секретарь «ВымпелКома»  Анна Айбашева говорит, что окончательного решения по этой теме еще нет. «Сформировано предложение от рабочих групп, идет обсуждение, такой подход (строительство сетей в промышленных зонах. — РБК) имеет право на жизнь, поскольку каждый стандарт сотовой связи имеет свою область целевого применения», — отметила она. Представители других крупных сотовых операторов — МТС и «МегаФона» — отказались официально комментировать содержание проекта плана мероприятий. Так же поступил представитель «Ростелекома».

В то же время представитель МТС Дмитрий Солодовников отметил, что в компании считают разумным строить инфраструктуру 5G «постепенно, сначала разворачивая первые фрагменты скоростных сетей в местах наиболее активного потребления трафика — там, где генерируется основной спрос». МТС пока не просчитывала возможные вложения в развитие 5G, так как технические требования к сетям следующего поколения только формируются, технология будет стандартизирована ближе к 2019–2020 годам. «Можно ожидать, что инвестиции в инфраструктуру 5G будут сопоставимы с инвестициями в развертывание 4G, так как новые сети потребуют строительства большего количества базовых станций и умощнения транспортной сети», — говорит Солодовников. Операторы не раскрывали капитальные затраты непосредственно в сети 4G. По условиям лицензий на услуги связи в этом стандарте МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Т2 РТК Холдинг» должны были инвестировать в строительство сетей 4G не менее 15 млрд руб. в год каждый.

Генеральный директор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов говорит, что 5G будет в первую очередь инфраструктурой для интернета вещей, поэтому внедрение технологии на предприятиях логично. «Крупнейшие перспективные секторы применения интернета вещей — это транспорт и логистика, ретейл, госсектор, ЖКХ и промышленность». В то же время он отметил, что 5G будут использовать и массовые сервисы. «Исходя из опыта строительства сетей предыдущих поколений, при выходе на сопоставимые масштабы по темпам строительства затраты операторов на развертывание 5G составят не менее сотни миллиардов рублей в год только на оборудование, а с учетом оплаты работ и каналов связи будут еще больше», — прогнозирует Константин Анкилов.

Шаги для 5G

Согласно плану мероприятий на 2017–2020 годы по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика» к марту 2019 года в пилотных отраслях должны будут начать оказывать коммерческие услуги связи в стандарте 5G, в том числе с использованием отечественного оборудования. Для производства отечественного телекоммуникационного оборудования 5G к июлю 2018 года должны появиться предложения по созданию инновационного центра разработок.

Сам план мероприятий будет внесен на рассмотрение федеральных органов власти, а затем начнется обсуждение его финансирования с участием Министерства финансов и Минкомсвязи, заявил в пятницу, 29 сентября, заместитель министра связи Алексей Козырев.

Программа «Цифровая экономика» была подписана премьер-министром Дмитрием Медведевым 28 июля. В ее разработке участвовали ряд министерств, представители Высшей школы экономики и ряд других экспертов, сводило предложения Минкомсвязи. Программа рассчитана до 2024 года и должна позволить создать необходимые условия для развития в России цифровой экономики. Среди прочего в программе указывается, что уже к 2022 году сети 5G должны появиться в пяти городах-миллионниках, а к 2024-му — во всех пятнадцати миллионниках страны. Программа разделена на пять направлений; по каждому из них созданы центры компетенций и рабочие группы, которые готовят план мероприятий по реализации программы. В частности, вопросами 5G занимается центр компетенций по направлению «Информационная инфраструктура», который курируют представители «Ростелекома», а рабочую группу возглавляет представитель «МегаФона».​

Гибридные сети вдоль дорог

План мероприятий отличается от программы не только в положениях, касающихся 5G. Еще один пример: рабочая группа предложила строить сети связи с возможностью мобильной передачи данных не только вдоль автомобильных дорог, но и для всех объектов транспортной инфраструктуры (федеральных автодорог, железнодорожных путей, а также авиатранспорта). Это необходимо для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий, подчеркивается в документе. Источники в двух операторах связи утверждают, что речь идет о строительстве гибридных сетей связи, объединяющих спутниковую и сотовую связь (этого также не было в программе), поскольку полное покрытие сотовой связью только для автодорог может обойтись в 600 млрд руб.

rbc.ru